Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Вышивка крестом»
Вы хотите запомнить сайт «Вышивка крестом»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Вниманию участников сайта

На нашем сайте накоплено много интересного и полезного материала.

Для того, чтобы найти интересующую Вас тему, воспользуйтесь, пожалуйста, формой поиска (расположена на панели справа внизу) или категориями блога (список расположен на панели слева).

Убедительная просьба - прежде, чем размещать вопрос или новую тему, проверить, не обсуждалось ли это на сайте ранее.
Спасибо!

Поиск по блогу

Запомнить

Русская народная вышивка. Материалы. Орнаменты

развернуть

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня хочу поделиться с вами результатами моих поисков, касающихся традиций русской народной вышивки. Скажу честно, что до недавнего времени я имела крайне поверхностное представление об этом вопросе. Но совершенно случайно наткнулась несколько книг, посвященных русской вышивке, и меня «затянуло». В данной статье будет приведена краткая информация о материалах и орнаментах в русской вышивке, а в следующая будет посвящена появлению в России вышивки крестом. Прошу присоединяйтесь, будет интересно!

Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры, передники, головные уборы, платки, юбки, платья. Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв., поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв..

Материал и цвет

Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно. Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.

Основной цвет русской вышивки - это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависит от материала ниток и ткани (лен, хлопок, шерсть и т.п.), от использованных для них красок (минеральных, растительных, животных). Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.

Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.

Сюжеты и мотивы орнамента.

Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.

Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.

Оплечье женской рубахи. Архангельская губ. Начало XIXв. Холст, льняные и шелковые цветные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись, гладь, крест. 36х27
Оплечье женской рубахи. Архангельская губ. Начало XIXв. Холст, льняные и шелковые цветные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись, гладь, крест. 36х27.
Конец полотенца. Тульская губ. Начало XXв. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома. Вышивка: крест. 36х27.
Конец полотенца. Тульская губ. Начало XXв. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома. Вышивка: крест. 36х27.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.

Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов — кони по сторонам деревца или растения.

Полотенце. Олонецкая губ. Начало XIXв. Холст, узорное ткачество, кумач, льняные и шелковые нити, коклюшечное кружево. Вышивка: роспись, гладь. 35х236.
Полотенце. Олонецкая губ. Начало XIXв. Холст, узорное ткачество, кумач, льняные и шелковые нити, коклюшечное кружево. Вышивка: роспись, гладь. 35х236.
Подзор. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись. 158х107,5.
Подзор. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись. 158х107,5.

Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.

Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.

Конец полотенца. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь. 34х245. Из музея народоведения.
Конец полотенца. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь. 34х245. Из музея народоведения.
Конец полотенца. Тверская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити. Вышивка: роспись. 40х22.
Конец полотенца. Тверская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити. Вышивка: роспись. 40х22.
Конец полотенца. Тульская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные и синие бумажные нити. Вышивка: белая и цветная перевить, стлань, роспись, мережка. 33,5х16,3.
Конец полотенца. Тульская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные и синие бумажные нити. Вышивка: белая и цветная перевить, стлань, роспись, мережка. 33,5х16,3.
Столешник. Вологодская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись. 172х242.
Столешник. Вологодская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись. 172х242.

Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.


Источник →

Ключевые слова: Головные уборы
Опубликовал Олег Смирнов , 14.07.2017 в 15:45

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Свежее
Шаль с полосатым и ажурным узорами

Шаль с полосатым и ажурным узорами

В этой шерстяной шали удачно соединяются узор в полоску, выполненный платочной вязкой, и широкая ажурная вставка. РАЗМЕР 170 х 90 см (= ширина х длина

Олег Смирнов 25 фев, 23:20
+1 0
Схемы к вышивке крестом "Ромашки и черешня"(Алиса)

Схемы к вышивке крестом "Ромашки и черешня"(Алиса)

Вышивка цветочная Схемы:

Белка Затейница (Шелл) 25 фев, 21:50
+4 2
МК — как выполнить застёжку поло с кантом

МК — как выполнить застёжку поло с кантом

Застёжка поло – отличительная деталь мужских спортивных теннисок с отложным воротничком. Но с течением времени, как и многие другие детали мужской одежды, застёжк

Олег Смирнов 25 фев, 16:48
+7 0
Что такое люневильский крючок?

Что такое люневильский крючок?

19 фев, 19:20
+27 1
Сама нежность — прелестная в…

Сама нежность — прелестная вышивка от Tamar Nahir Yanai

20 фев, 22:55
+20 0
Вышивка крестом — подборка …

Вышивка крестом — подборка идей со схемами

20 фев, 13:55
+19 0
Подборка для вдохновения и п…

Подборка для вдохновения и парочка схем для вышивки крестом роз

22 фев, 23:43
+17 0
Схемы для вышивки крестом ви…

Схемы для вышивки крестом винтажных открыток

22 фев, 10:30
+17 0

Последние комментарии

Белка Затейница (Шелл)
Марина Торопицина (Козлова)
Белка Затейница (Шелл)
Обсуждается сейчас
Схемы к вышивке крестом "Ромашки и черешня"(Алиса)

Схемы к вышивке крестом "Ромашки и черешня"(Алиса)

Вышивка цветочная Схемы:

Белка Затейница (Шелл) 25 фев, 21:50
+4 2
Схемы для вышивки крестом — "Очаровательный коттедж"(фирмы Деменшен)

Схемы для вышивки крестом — "Очаровательный коттедж"(фирмы Деменшен)

Очаровательный коттедж - вышивка крестом Схемы:

Белка Затейница (Шелл) 24 фев, 22:55
+15 2
Ищу схему: Густав Климт "Поцелуй"

Ищу схему: Густав Климт "Поцелуй"

Может у кого есть эта схема с кликом?

elena bakay 5 авг 15, 14:23
+5 41

Поиск по блогу