Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Вышивка крестом»
Вы хотите запомнить сайт «Вышивка крестом»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Вниманию участников сайта

На нашем сайте накоплено много интересного и полезного материала.

Для того, чтобы найти интересующую Вас тему, воспользуйтесь, пожалуйста, формой поиска (расположена на панели справа внизу) или категориями блога (список расположен на панели слева).

Убедительная просьба - прежде, чем размещать вопрос или новую тему, проверить, не обсуждалось ли это на сайте ранее.
Спасибо!

Поиск по блогу

Запомнить

Русская народная вышивка. Материалы. Орнаменты

развернуть

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня хочу поделиться с вами результатами моих поисков, касающихся традиций русской народной вышивки. Скажу честно, что до недавнего времени я имела крайне поверхностное представление об этом вопросе. Но совершенно случайно наткнулась несколько книг, посвященных русской вышивке, и меня «затянуло». В данной статье будет приведена краткая информация о материалах и орнаментах в русской вышивке, а в следующая будет посвящена появлению в России вышивки крестом. Прошу присоединяйтесь, будет интересно!

Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры, передники, головные уборы, платки, юбки, платья. Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв., поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв..

Материал и цвет

Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно. Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.

Основной цвет русской вышивки - это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависит от материала ниток и ткани (лен, хлопок, шерсть и т.п.), от использованных для них красок (минеральных, растительных, животных). Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.

Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.

Сюжеты и мотивы орнамента.

Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.

Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.

Оплечье женской рубахи. Архангельская губ. Начало XIXв. Холст, льняные и шелковые цветные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись, гладь, крест. 36х27
Оплечье женской рубахи. Архангельская губ. Начало XIXв. Холст, льняные и шелковые цветные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись, гладь, крест. 36х27.
Конец полотенца. Тульская губ. Начало XXв. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома. Вышивка: крест. 36х27.
Конец полотенца. Тульская губ. Начало XXв. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома. Вышивка: крест. 36х27.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.
Конец полотенца. Тамбовская губ. Первая половина XIXв. Холст, цветные шелковые и золотые нити. Вышивка: косая гладь, двусторонний крест. 40х8,5.

Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов — кони по сторонам деревца или растения.

Полотенце. Олонецкая губ. Начало XIXв. Холст, узорное ткачество, кумач, льняные и шелковые нити, коклюшечное кружево. Вышивка: роспись, гладь. 35х236.
Полотенце. Олонецкая губ. Начало XIXв. Холст, узорное ткачество, кумач, льняные и шелковые нити, коклюшечное кружево. Вышивка: роспись, гладь. 35х236.
Подзор. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись. 158х107,5.
Подзор. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити, коклюшечное кружево. Вышивка: набор, роспись. 158х107,5.

Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.

Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.

Конец полотенца. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь. 34х245. Из музея народоведения.
Конец полотенца. Петербургская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь. 34х245. Из музея народоведения.
Конец полотенца. Тверская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити. Вышивка: роспись. 40х22.
Конец полотенца. Тверская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные льняные нити. Вышивка: роспись. 40х22.
Конец полотенца. Тульская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные и синие бумажные нити. Вышивка: белая и цветная перевить, стлань, роспись, мережка. 33,5х16,3.
Конец полотенца. Тульская губ. Вторая половина XIXв. Холст, красные и синие бумажные нити. Вышивка: белая и цветная перевить, стлань, роспись, мережка. 33,5х16,3.
Столешник. Вологодская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись. 172х242.
Столешник. Вологодская губ. Конец XIX-начало XXв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись. 172х242.

Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.


Источник →

Ключевые слова: Головные уборы
Опубликовал Олег Смирнов , 14.07.2017 в 15:45

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Свежее
Секреты ровных крестиков

Секреты ровных крестиков

Практически каждая вышивальщица, будь она новичком или опытным мастером, старается сделать ровными и аккуратными каждый из крестиков, который прокладывает по канве

Анатолий 好 21 июл, 08:17
+1 0
Невероятно реалистичные куклы американской мастерицы Джинн Гросс

Невероятно реалистичные куклы американской мастерицы Джинн Гросс

«И взрослые нуждаются в сказке», — так можно сказать о работах американской мастерицы Джинны Гросс (Jeanne Gross), которая создаёт потрясающе реалистичных кукол и

Олег Смирнов 20 июл, 17:04
+1 0
Необычная вышивка от Жустины Володкиевич

Необычная вышивка от Жустины Володкиевич

Художница Жустина Володкиевич (Justyna Wołodkiewicz) сочетает вышивку с абстрактными глиняными формами, создавая трёхмерные работы, появляющиеся на традиционных о

Олег Смирнов 20 июл, 17:01
+1 0
Обсуждается сейчас
Вышивка крестом — украшение сарафана из филейной сетки вышитыми розами
Белка Затейница (Шелл) 20 июл, 10:34
+21 3
Лучшее за неделю
Вышивка крестом — украшение сарафана из филейной сетки вышитыми розами

Вышивка крестом — украшение сарафана из филейной сетки вышитыми розами

Далее - от лица автора *** Давно хотела сарафанчики на лето филейкой... и очень хотелось совместить всё это дело с вышивкой.. долго подбирала и пробовал

Белка Затейница (Шелл) 20 июл, 10:34
+21 3
Вышивка лентами — идеи для вышивания на полотенцах, салфетках, скатертях

Вышивка лентами — идеи для вышивания на полотенцах, салфетках, скатертях

Вышивка лентами на полотенцах, салфетках, скатертях. И видео мастер-класс. https://www.youtube.com/watch?v=A2wpdwBIX

Белка Затейница (Шелл) 18 июл, 15:10
+19 2
С любовью и от всего сердца —  очаровательные игрушки,, сделанные своими руками

С любовью и от всего сердца — очаровательные игрушки,, сделанные своими руками

Насмотревшись этих работ, хочется творить и творить, чтобы порадовать своих друзей и близких оригинальными подарками. Волшебство из шерсти

Олег Смирнов 17 июл, 10:37
+17 2
Ярмарка мастеров  — рукоделие

Ярмарка мастеров — рукоделие

Санкт-Петербург недаром называют культурной столицей. Ярмарки рукоделия в Питере уже давно знамениты чуть ли не на весь мир огромным количеством экспонатов и маст

Олег Смирнов 15 июл, 15:49
+15 0
Цветочный яркий рай — радующая глаз вышивка Walker Boyes

Цветочный яркий рай — радующая глаз вышивка Walker Boyes

Американец Walker Boyes (также известный по нику TrueFort) находит вдохновение для своих ярких вышивок в мире флоры «Я начал вышивать после того, ка

Белка Затейница (Шелл) 14 июл, 23:26
+15 0